Общепит и закон – что по чаевым и меню?
Правила оказания услуг общественного питания в 2021 году действуют по всей России. В законодательство изменения были внесены в прошлом году. Основной документ, регулирующий вопрос оказания услуг общепита – Постановление 1036. Правила стали «короче» на 7 пунктов.
Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.
Содержание
- Сравнение прошлых правил с новыми
- Что объединяет старые и новые правила оказания услуг заведений общепита?
- Основные положения правил оказания услуг в сфере общепита
- Изменения, коснувшиеся предоставления информации об услугах в заведениях общепита
- Постановление 1036: правила оказания услуг общественного питания и чаевые
- О дополнительных услугах организаций общественного питания
- Имеет ли право заведение общепита отказать в обслуживании гражданина?
- Наказание за нарушение правил
- Заключение
Сравнение прошлых правил с новыми
Одно из весомых изменений – была отменена формулировка о праве потребителя требовать уменьшения цены услуги, если она была заранее заказана, но не выполнена в установленные сроки. В таблице указаны старые и новые нормы.
Что осталось прежним | Что изменилось |
Роспотребнадзор отвечает за деятельность предприятий общепита | В чеке нельзя указывать сумму «чаевых», доплат, комиссий, дополнительных сборов с посетителей |
Рестораны, кафе, столовые самостоятельно определяют, какие услуги предоставляют. | Предприятия общепита вправе предлагать гостям дополнительный спектр услуг, касающихся организации досуга, активного времяпровождения |
Заведения общепита устанавливают правила поведения для клиентов, не противоречащие законодательству страны | Кафе и рестораны должны обеспечивать возможность проверки объема и веса блюд, напитков и других угощений |
Стоимость обслуживания и блюд указывается в прейскуранте | Появилась возможность направления гостю чека в электронной форме или бланка строгой отчетности |
В винной карте указывается наименование спиртного напитка, цена, количество и прочие показатели, если тара менее 1 л. | В Постановлении есть четкое определение услуг, в частности, изготовления блюд, создания условий для реализации продукции в кафе и ресторанах, также под заказ |
Организация общепита самостоятельно устанавливает порции, как блюд, так и алкогольной продукции | Если исполнитель нарушил новые правила, ему грозит наказание: административная либо уголовная ответственность |
Изменения будут действовать до 2027 года.
Что объединяет старые и новые правила оказания услуг заведений общепита?
Старые и новые правила оказания услуг общественного питания обязывают заведения общепита иметь книгу предложений отзывов. Она предоставляется по требованию посетителей.
Кафе, предприятия и рестораны обязаны давать информацию о:
- услугах и условиях их оказания;
- составе блюд, энергетической ценности, содержании жиров, белков и витаминов;
- названиях напитков и блюд;
- способе приготовления еды;
- массе и объеме реализуемой пищи.
Предприятие общественного питания обязано не отказать человеку, рассчитывающему на обслуживание в рабочие часы. Работники учреждения вправе предложить гостю заблаговременно оплатить заказ.
Основные положения правил оказания услуг в сфере общепита
Документ регламентирует правоотношения между исполнителем и потребителем в области предоставления услуг организациями общественного питания.
Одна из сторон – потребитель. Им является физическое лицо, рассчитывающее на обслуживание в заведении. Также гостем считается человек, пришедший в заведение и намеревающийся сделать заказ.
Исполнителем называется организация, то есть юрлицо, предоставляющее платное обслуживание гостей. В правилах отмечено, как должны изготавливаться и продаваться готовые блюда, полуфабрикаты.
Новые правила изложены в Постановлении Правительства №1036. Они начали действовать с 01.01.2021 года.
Изменения, коснувшиеся предоставления информации об услугах в заведениях общепита
Правила оказания услуг общественного питания в 2021 году затронули регламент предоставления данных о кафе и ресторанах, составе блюд. Заведение обязано предоставлять информацию о своей работе, способах приготовления еды, весе порций, пищевой ценности блюд.
Что касается энергетической ценности порций, она должна указываться, как на товарах в супермаркетах. Гость предприятия общепита должен в любой момент увидеть сведения о калорийности, жирах, белках, углеводах, макро и микроэлементах.
В свободном доступе должны быть цены на блюда и условия обслуживания. Прейскурант и меню допускаются только с наличием русского языка.
Исполнитель обязательно должен иметь книгу предложений и отзывов. Она размещается в доступном для гостя месте. Также клиент получает книгу по запросу. За нарушение правил грозит административная ответственность.
Постановление 1036: правила оказания услуг общественного питания и чаевые
Действующее постановление затронуло тему чаевых официантов. В заказ нельзя включать «по умолчанию» сумму чаевых. Новшество прописано в 19 пункте правил.
Работники Роспотребнадзора приняли решение, что комиссионные и прочие доплаты должны удерживаться лишь с согласия гостя заведения. Комиссия должна отражаться в кассовом чеке только как выручка.
Причина запрета чаевых – статья 16 ФЗ «О защите прав потребителей». В ней отмечено, что не должна быть обусловлена покупка одной продукции и услуг приобретением других. То есть, чаевые выступают как еще 1 услуга. Не все граждане хотят платить чаевые, поэтому была и принята такая норма, действующая с начала 2021 года.
О дополнительных услугах организаций общественного питания
Кафе и рестораны вправе предлагать клиентам допуслуги. Они прописаны в 19 пункте новых правил. Учреждение самостоятельно выбирает, какие услуги предоставлять. Дополнительными считаются:
- музыкальное сопровождение;
- развлекательные мероприятия;
- организация и осуществление выездного питания – кейтеринга.
Также дополнительными услугами считаются: вызов такси по просьбе гостя учреждения, обслуживание специальных мероприятий и банкетов. На территории обычно есть охраняемая стоянка или парковочные места без охраны. За них и прочие дополнительные услуги придется заплатить, если клиент заблаговременно об этом знал.
О необходимости оплаты допуслуг должны сообщать заранее: объявление размещается на видном месте либо озвучивается работником предприятия. Потребитель вправе отказаться от допуслуг и не платить за них.
Имеет ли право заведение общепита отказать в обслуживании гражданина?
В официальной бумаге прописано, что исполнитель на свое усмотрение устанавливает правила поведения для клиентов. Правила не должны противоречить законам России, приносить дискомфорт потребителям.
Исполнитель не имеет право настаивать на дресс-коде и фейс-контроле. Каждый гражданин должен быть обслужен предприятием, если он не нарушает общественный порядок. Отказ в обслуживании возможен, если гость несет угрозу жизни и здоровью окружающим.
Отказ без причин незаконен, так как нарушает правила оказания услуг. Гость вправе узнать о доступных услугах как внутри заведения, так и на улице.
Наказание за нарушение правил
Исполнитель несет стопроцентную ответственность за предоставление некачественных и несоответствующих действительности услуг. В зависимости от разновидности нарушения, применяются те или иные меры ответственности. Речь идет об административном и уголовном наказаниях.
Рестораны, кафе и прочие организации общепита привлекаются к ответственности за:
- Несоблюдение требований нормативных актов, Постановлений Правительства, касающихся порядка осуществления работ и оказания услуг гражданам.
- Пренебрежение санитарными и эпидемиологическими требованиями.
- Обман посетителей.
- Продажу товаров при отсутствии информирования потребителей.
- Неиспользование контрольно-кассовых аппаратов.
Уголовная ответственность предусматривается за несоблюдение ФЗ в сфере общественного питания. Исполнитель в лучшем случае оплачивает штраф, в худшем – ему грозит до 10 лет тюрьмы.
Заключение
Новые изменения в правилах нужны для того, чтобы регулировать работу организаций общественного питания. Нормы и корректировки четкие, прописаны в официальных документах. Они вступили в силу с начала 2021 года, и будут действовать в течение 7 лет.
ПредыдущаяОбратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.