Общепит и закон – что по чаевым и меню?

Правила оказания услуг общественного питания в 2021 году действуют по всей России. В законодательство изменения были внесены в прошлом году. Основной документ, регулирующий вопрос оказания услуг общепита – Постановление 1036. Правила стали «короче» на 7 пунктов.закон об общественном питании 2021

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Сравнение прошлых правил с новыми

Одно из весомых изменений – была отменена формулировка о праве потребителя требовать уменьшения цены услуги, если она была заранее заказана, но не выполнена в установленные сроки. В таблице указаны старые и новые нормы.

Что осталось прежним Что изменилось
Роспотребнадзор отвечает за деятельность предприятий общепита В чеке нельзя указывать сумму «чаевых», доплат, комиссий, дополнительных сборов с посетителей
Рестораны, кафе, столовые самостоятельно определяют, какие услуги предоставляют. Предприятия общепита вправе предлагать гостям дополнительный спектр услуг, касающихся организации досуга, активного времяпровождения
Заведения общепита устанавливают правила поведения для клиентов, не противоречащие законодательству страны Кафе и рестораны должны обеспечивать возможность проверки объема и веса блюд, напитков и других угощений
Стоимость обслуживания и блюд указывается в прейскуранте Появилась возможность направления гостю чека в электронной форме или бланка строгой отчетности
В винной карте указывается наименование спиртного напитка, цена, количество и прочие показатели, если тара менее 1 л. В Постановлении есть четкое определение услуг, в частности, изготовления блюд, создания условий для реализации продукции в кафе и ресторанах, также под заказ
Организация общепита самостоятельно устанавливает порции, как блюд, так и алкогольной продукции Если исполнитель нарушил новые правила, ему грозит наказание: административная либо уголовная ответственность

Изменения будут действовать до 2027 года.закон об общественном питании 2021

Что объединяет старые и новые правила оказания услуг заведений общепита?

Старые и новые правила оказания услуг общественного питания обязывают заведения общепита иметь книгу предложений  отзывов. Она предоставляется по требованию посетителей.

Кафе, предприятия и рестораны обязаны давать информацию о:

  • услугах и условиях их оказания;
  • составе блюд, энергетической ценности, содержании жиров, белков и витаминов;
  • названиях напитков и блюд;
  • способе приготовления еды;
  • массе и объеме реализуемой пищи.
Мнение эксперта
Мария Сергеева
Доцент кафедры государственного права, кандидат юридических наук
Задать мне вопрос
Посетители вправе получить информацию о блюде  у работника заведения. Исключение – сведения, которые являются коммерческой тайной. Например, сотрудники не будут рассказывать о том, как была приготовлена лазанья или другая пища согласно технологической карте. Они дадут общую информацию для понимания клиента.

Предприятие общественного питания обязано не отказать человеку, рассчитывающему на обслуживание в рабочие часы. Работники учреждения вправе предложить гостю заблаговременно оплатить заказ.закон об общественном питании 2021

Основные положения правил оказания услуг в сфере общепита

Документ регламентирует правоотношения между исполнителем и потребителем в области предоставления услуг организациями общественного питания.

Одна из сторон – потребитель. Им является физическое лицо, рассчитывающее на обслуживание в заведении. Также гостем считается человек, пришедший в заведение и намеревающийся сделать заказ.

Исполнителем называется организация, то есть юрлицо, предоставляющее платное обслуживание гостей. В правилах отмечено, как должны изготавливаться и продаваться готовые блюда, полуфабрикаты.

Новые правила изложены в Постановлении Правительства №1036. Они начали действовать с 01.01.2021 года.закон об общественном питании 2021

Изменения, коснувшиеся предоставления информации об услугах в заведениях общепита

Правила оказания услуг общественного питания в 2021 году затронули регламент предоставления данных о кафе и ресторанах, составе блюд. Заведение обязано предоставлять информацию о своей работе, способах приготовления еды, весе порций, пищевой ценности блюд.

Что касается энергетической ценности порций, она должна указываться, как на товарах в супермаркетах. Гость предприятия общепита должен в любой момент увидеть сведения о калорийности, жирах, белках, углеводах, макро и микроэлементах.

В свободном доступе должны быть цены на блюда и условия обслуживания. Прейскурант и меню допускаются только с наличием русского языка.

Исполнитель обязательно должен иметь книгу предложений и отзывов. Она размещается в доступном для гостя месте. Также клиент получает книгу по запросу. За нарушение правил грозит административная ответственность.закон об общественном питании 2021

Постановление 1036: правила оказания услуг общественного питания и чаевые

Действующее постановление затронуло тему чаевых официантов. В заказ нельзя включать «по умолчанию» сумму чаевых. Новшество прописано в 19 пункте правил.

Работники Роспотребнадзора приняли решение, что комиссионные и прочие доплаты должны удерживаться лишь с согласия гостя заведения. Комиссия должна отражаться в кассовом чеке только как выручка.

Причина запрета чаевых – статья 16 ФЗ «О защите прав потребителей». В ней отмечено, что не должна быть обусловлена покупка одной продукции и услуг приобретением других. То есть, чаевые выступают как еще 1 услуга. Не все граждане хотят платить чаевые, поэтому была и принята такая норма, действующая с начала 2021 года.

О дополнительных услугах организаций общественного питания

Кафе и рестораны вправе предлагать клиентам допуслуги. Они прописаны в 19 пункте новых правил. Учреждение самостоятельно выбирает, какие услуги предоставлять. Дополнительными считаются:

  • музыкальное сопровождение;
  • развлекательные мероприятия;
  • организация и осуществление выездного питания – кейтеринга.

Также дополнительными услугами считаются: вызов такси по просьбе гостя учреждения, обслуживание специальных мероприятий и банкетов. На территории обычно есть охраняемая стоянка или парковочные места без охраны. За них и прочие дополнительные услуги придется заплатить, если клиент заблаговременно об этом знал.

О необходимости оплаты допуслуг должны сообщать заранее: объявление размещается на видном месте либо озвучивается работником предприятия. Потребитель вправе отказаться от допуслуг и не платить за них.закон об общественном питании 2021

Имеет ли право заведение общепита отказать в обслуживании гражданина?

В официальной бумаге прописано, что исполнитель на свое усмотрение устанавливает правила поведения для клиентов. Правила не должны противоречить законам России, приносить дискомфорт потребителям.

Исполнитель не имеет право настаивать на дресс-коде и фейс-контроле. Каждый гражданин должен быть обслужен предприятием, если он не нарушает общественный порядок. Отказ в обслуживании возможен, если гость несет угрозу жизни и здоровью окружающим.

Отказ без причин незаконен, так как нарушает правила оказания услуг. Гость вправе узнать о доступных услугах как внутри заведения, так и на улице.

Наказание за нарушение правил

Исполнитель несет стопроцентную ответственность за предоставление некачественных и несоответствующих действительности услуг. В зависимости от разновидности нарушения, применяются те или иные меры ответственности. Речь идет об административном и уголовном наказаниях.

Рестораны, кафе и прочие организации общепита привлекаются к ответственности за:

  1. Несоблюдение требований нормативных актов, Постановлений Правительства, касающихся порядка осуществления работ и оказания услуг гражданам.
  2. Пренебрежение санитарными и эпидемиологическими требованиями.
  3. Обман посетителей.
  4. Продажу товаров при отсутствии информирования потребителей.
  5. Неиспользование контрольно-кассовых аппаратов.

Уголовная ответственность предусматривается за несоблюдение ФЗ в сфере общественного питания. Исполнитель в лучшем случае оплачивает штраф, в худшем – ему грозит до 10 лет тюрьмы.

Заключение

Новые изменения в правилах нужны для того, чтобы регулировать работу организаций общественного питания. Нормы и корректировки четкие, прописаны в официальных документах. Они вступили в силу с начала 2021 года, и будут действовать в течение 7 лет.

Предыдущая
НОВОСТИВсе поправки к Конституции Российской Федерации в 2020 году
Следующая
НОВОСТИЭкстремизм в интернете – острая проблема в 2021 году
Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

*

code